Эльдар Рязанов: Один у нас выход - стать
богатыми
Бенефис в трех актах и двух антрактах Новую рубрику "Бенефис" мы начинаем встречей с человеком,
который несколько лет подряд во всех зрительских рейтингах был
режиссером номер один. Чьим именем названа малая планета. О ком
Роман Карцев сказал, что это имя нарицательное, а Григорий Горин
- что это явление космическое. Встречей с автором книг и
киносценариев. Телезвездой и гурманом. Кинорежиссером и актером
своих фильмов, народным артистом и лауреатом, президентом
Национальной киноакадемии "Ника" и недавним юбиляром Эльдаром
РЯЗАНОВЫМ.
АКТ ПЕРВЫЙ
Художник и жизнь
В ожидании Фейдо
- Вы только что закончили съемки новой картины,
расскажите о ней. Что нам ждать на этот раз?
- Фривольную комедию.
- Ага. В духе времени.
- Не знаю, не знаю. Для меня "Фанфан-Тюльпан" и "Бабетта
идет на войну" - это фривольные комедии. Фривольное, извините,
это вам не порно. Это так называемые пикантные ситуации. Фильм
по пьесе Фейдо.
- Чьей?
- Жоржа Фейдо. Я его тоже не знал. Предполагался не
фильм, а спектакль: я думал поставить в Театре сатиры мюзикл. И
тут вспомнилось, что, еще когда снимались мои "Парижские тайны",
Пьер Ришар в интервью упоминал о пьесах некоего Фейдо, где он
играл с большим успехом. Тогда я на это не обратил внимания, а
тут вспомнил и пошел в театральную библиотеку. Мне дали пачку
пьес одна хуже другой - французские водевили типа "приехал муж
из командировки - а жена с другим". Но в одной из них, "Ключ от
спальни", что-то было. Дебютировать в театре с такой
дурошлепской пьесой все-таки не хотелось. И я про Фейдо опять
забыл...
Зигзаг сюжета, или Расстрельная комедия
...И решил ставить мюзикл по нашему с Гориным сценарию
"О бедном гусаре замолвите слово". Эта вещь пострадала от
цензуры как никакая другая.
- Что, "аллюзии"?
- Это, конечно, был фильм про КГБ, и там это понимали.
Его закрывали четыре раза. Одна из причин: мы "очернили 3-е
отделение"! Каково? В конце ХХ века коммунисты упрекают нас в
том, что мы очернили охранку, которая преследовала Пушкина,
перлюстрировала письма и возникла как реакция на декабристское
восстание! И мы с Гришей Гориным, проклиная все на свете, стали
корежить собственное произведение. Мерзляев в сценарии был
майором жандармского отделения, мы сделали его штатским, т.е.
стукачом не по должности, а по душевному порыву, графом и
статским советником. А осведомитель Артюхов стал его крепостным.
Такие зигзаги судьбы.
Госкино отказалось ставить картину. Я позвонил на
Гостелерадио Лапину. Между Ермашом и Лапиным шла "холодная
война", поэтому Лапин сценарием заинтересовался и разрешил,
по-моему, не читая. Но невзгоды не кончились: картину
останавливали, приезжали какие-то люди, пытались уговорить нас,
чтобы герой не погибал. От переживаний тогда умер директор
объединения, достойнейший человек Семен Михайлович Марьяхин, так
что пролилась не чернильная, а уже настоящая кровь. Потом фильм
положили на полку.
И я подумал: надо бы все восстановить и поставить в Театре
сатиры. И написал пьесу "Расстрельная комедия", а композитор
Андрей Петров - музыку.
- Насколько я знаю, из затеи ничего не вышло.
- Выяснилось, что некому играть. Державин мог бы сыграть
роль, которую в фильме играл Леонов, но больше играть некому.
Даже Гаркалин, которого я прочил на роль Мерзляева, ушел из
театра. Шли переговоры с другими театрами, но репертуарный
театр, увы, умирает. Звезды заняты в антрепризах, в кино и на
ТВ, а своим театрам делают одолжение, потому что получают там
гроши. Идея рухнула. А так как я рожден, чтобы работать, то
продолжил поиски и опять вспомнил о Фейдо...
Ключ от спальни, или Ирония удачи
...Сначала хотел сделать короткометражку для ТВ. Но,
наверное, я принадлежу к людям, которым покажи мизинец - откусят
руку. Короткометражка стала большой картиной, а действие
перенеслось в Санкт-Петербург, в Серебряный век. Это любопытное
было время: русские сезоны в Париже пользуются бешеным успехом,
в России жандармы стреляют в демонстрантов, женщины носят
немыслимые туалеты и с удовольствием их снимают при виде
красивого мужчины. Это эпоха поэзии: писали Блок, Гумилев,
Ахматова, Северянин, Цветаева... И в такой антураж я поместил
героев французской пьесы. Все эти буржуа-рантье получили
характеры и профессии, возникли ситуации, которыми в пьесе и не
пахло. Получилась вещь ироническая и, повторяю, фривольная.
- То есть все-таки французская!
- Адюльтер не французское изобретение. Это по-русски -
измена. Я стал подбирать исполнителей. И в полной мере смог
оценить артистов нового поколения. Роль
фабриканта-мануфактурщика играет Николай Фоменко. Звезда
"Ленкома" Наташа Щукина школьницей снималась у меня в "Дорогой
Елене Сергеевне", потом в "Небесах обетованных" изображала
невесту, которая ест сгущенку, а теперь снялась в "Ключе" -
замечательная артистка! Евгения Крюкова из Театра Моссовета,
ироничная, красивая и талантливая, так сыграла на пробах, что
дальнейшие поиски были прекращены. В экстравагантной роли снялся
Сергей Маковецкий. Сережа Безруков, у которого, я считаю,
моцартианское дарование, - в роли профессора-орнитолога. И все
влюблены в героиню Крюковой.
- Так что же это - водевиль?
- Это очень странный микст. Конечно, водевиль. Но есть и
чеховские пронзительные мотивы. Сценарий менялся сначала из-за
переноса действия в Россию, потом подгонялся к индивидуальностям
артистов. Сочинялся до последнего съемочного дня. Часть действия
происходит на даче, и нужно было найти дом столетней давности и
на берегу моря. Хотя новые русские успели все скупить и
перестроить по своему вкусу, мы такой нашли. Это была дача
Вырубовых - модерн 1908-1910 годов.
- Фильм для кино или ТВ?
- Картина для большого экрана, и сама довольно большая -
двухчастевая. Я "подробист": меня занимают нюансы человеческих
отношений, я в этом погрязаю, и если надо сокращать, то это
всегда болезненно.
- Вы говорили, что в записи музыки участвует маэстро
Колобов?
- Да, наш великий дирижер согласился, и я этому очень
рад. Несмотря на кажущуюся легкомысленность жанра, нам нужна не
тру-ля-ля, а симфоническая музыка, большой состав. Андрею
Петрову подвластны и балет, и опера, и оратория, и оперетта, и
киномузыка - он умеет все.
АНТРАКТ
Бенефициант в мировом кинопроцессе
- Я перерыл вашу фильмографию и понял, что вы снимали
практически всех наших актеров, беседовали со всеми
знаменитостями Европы и имели отношение ко всем главным фильмам
мирового кино. Можно я назову вам наугад любой, а вы по этому
поводу выкручивайтесь, как хотите. Как вы работали над
фильмом... пусть будет "Девять дней одного года"?
- Пожалуйста. Вы вообще знаете, что Ромм предлагал мне
играть ту роль, что потом сыграл Смоктуновский?
- Ну да?!
- Да, да! Мне дали почитать сценарий, и он мне не
понравился: там было много слов и мало действия. О чем я и не
преминул сказать Михаилу Ильичу со свойственной молодым прямотой
и максимализмом. Мне это не очень нравится, говорю я ему, но
готов попробоваться. Правда, я уезжаю в турпоездку во Францию. А
приеду - с удовольствием попробуюсь. Я уехал, и это было
легкомысленно, потому что за это время Ромм нашел
Смоктуновского. Зато, посмотрев картину, я открыл для себя этого
актера. И потом снял его в "Берегись автомобиля".
- Потрясающе. Тогда, пожалуйста, "Ночи Кабирии".
- Могу рассказать. Я снимал интервью с Феллини. Он
назначил встречу в своем офисе. Я уже делал "Итальянскую
кинопанораму", где были и Дино Ризи, и Моника Витти, и Альберто
Сорди, огромное количество знаменитостей; разговаривать я умел,
причем без переводчика, но это был первый случай, когда я брал
интервью "снизу вверх". Надел галстук, парадный костюм:
чувствовал, что иду на прием к королю кинематографа. Но Кабирию
я играть не мог, и он взял то, что было ближе, - Джульетту
Мазину.
- От "Новых времен" Чаплина вы тоже отказались?
- Чаплин единственный, кому я не смог бы отказать. Я
вообще считаю, что в кино был один безусловный гений - это он. Я
делал о нем передачу и писал предисловие к его книге и уверен,
что если бы не Чаплин, люди были бы еще более жестокими и
подлыми: он больше, чем кто бы то ни было, сделал для смягчения
нравов. И в кино для меня он высший эталон.
АКТ ВТОРОЙ
Жизнь и художникНа свободу с грязной
совестью
- Поговорим о национальной идее. Существует ли
таковая вообще?
- Думаю, существует. Теоретически. А практически я
считаю, что мы просто общность людей, которых объединяют
территория и язык. И власть пытается создать на этой основе
государство. Была советская идея, в чем-то ложная, в чем-то
верная, но патриотизм она воспитывала. Я помню, как орал у
телевизора, когда наши побеждали в фигурном катании. И как после
появления Горбачева мы с близкими друзьями в новогоднюю ночь
пили за его здоровье. Потому что брезжила идея свободы. Потом
выяснилось, что наша страна и свобода, как гений и злодейство,
вещи в какой-то степени несовместные. Для свободы надо созреть,
выработать в обществе культуру воспитания, поведения, мышления.
Наш народ к свободе, к сожалению, не готов. Начиная с творческих
работников. Я всегда считал, что цензура не нужна. Но она не
нужна обществу, где знают, что такое моральные ценности. Там
цензура есть в каждом творце - она называется простым словом
"совесть". А у нас огромное количество бессовестных людей сейчас
почему-то решили, что имеют право разговаривать с народом и
навязывать ему свое миропонимание.
- Но бессовестность, как оказалось, приносит больше
денег. Телевидению, кинобизнесу...
- Да, да, несомненно. Я вообще считаю, что наше
телевидение растлевает нацию. Оно ориентируется на
полуграмотных, на тех подростков, которые считают, что все, что
было до них, - фуфло и знать этого не надо. А призвание
творческого работника - развлекая, просвещать. Дидактики люди не
приемлют, скучных лекций - тоже, стало быть, надо всучивать им
разумное, доброе, вечное и милость к падшим призывать через
развлечение. Чтобы через занимательное человек впитывал идеи
добра, совести, верности, преданности, любви к родине и так
далее.
- Вы вступаете на опасную тропу. Большинство критиков
при слове "добро" хватаются за пистолет.
- Может, я устарел, но убежден, что главная миссия
человека - приносить добро. А когда самыми престижными
профессиями становятся киллер и проститутка - это катастрофа.
Кто виноват, или Что делать?
- Говорить о катастрофе и ругать ТВ стало общим
местом...
- Для меня это не общее место, а личное. И я защищаюсь
как могу: не смотрю телевидение. Смотрю только новости - и этого
хватает, чтобы отравиться на весь день. Потому что из всего, что
происходит, ТВ в погоне за сенсациями выбирает только катастрофы
и убийства. В результате голова пухнет: боже мой, где же мы
живем!
- Допустим, на первый вечный российский вопрос: кто
виноват? - мы ответили. Тогда вопрос второй: что делать?
- Стать богатым государством. Как - не знаю. Но только
богатое государство может субсидировать то, что обществу нужно,
и не субсидировать то, что не нужно. Растление нации ускоряется
в геометрической прогрессии: одно тянет за собой другое. Это
снежная лавина, которая на этот раз грозит похоронить под собой
целую страну.
- В ожидании богатства: возможно ли на этом пути
регулирование?
- Ответ известен. Во Франции прокатчик с каждой
показанной отечественной картины платит налог, допустим 10%, с
каждой американской - уже 90. Надо создать условия наибольшего
благоприятствования для хорошего отечественного кино и поставить
не цензурные, а финансовые заслоны кино дурному и растлевающему.
Эти заслоны должно законодательно обеспечить государство.
- Как раз эти идеи я излагал одной коллеге: на
французском ТВ по закону 60 процентов отечественной продукции,
40 - заграничной, вот бы и нам так! И она отбрила меня весьма
убедительно: создадим мы в России такую процентную норму, и
будут у нас вместо качественного зарубежного продукта показывать
Бориса Моисеева, Пенкина и "Антикиллеров". Вы же сами
высказывали претензии именно к нашему ТВ и кино: это они, а не
американцы растлевают публику.
- Граница и не проходит между отечественным и западным.
Она проходит и внутри нашего искусства. Я тоже считаю, что лучше
слушать Азнавура, чем наши куплеты с матом.
- Кто будет охранять границу: комиссии? Пойти
проверенным советским путем?
- В советской системе было кое-что разумное.
- Вы же всю жизнь с ней воевали!
- Я воевал с очень многим в этой системе, но, повторяю,
там было кое-что разумное и общепринятое для человечества.
Все-таки именно СССР первым послал человека в космос. А кстати,
знаете, почему мы первыми его послали? Почему именно нищий,
изнуренный после войны Советский Союз? Все просто: американцы
нас могли достать ракетами с любой военной базы, а мы их - нет.
Мы были заинтересованы в том, чтобы развивать ракеты дальнего
действия, и эта задача совпала с интересами космонавтики.
Молитва о котельной
- Вы очень ловко перевели разговор, но не кажется ли
вам, что в области культуры вопрос стоит тоже на уровне
национальной безопасности?
- У нас демократия странная: больная, кривая, горбатая и
шепелявая одновременно. И все равно это лучше, чем милитаризм.
После трагедии "Норд-Оста" ястребы подняли головы и требуют
военного решения гуманитарных проблем, но я надеюсь, что
Президент на это не пойдет. Во всем мире существует разумный
баланс. США - демократическая страна? Да, конечно. Но это и
милитаризованная страна. А после 11 сентября она стала
милитаристом номер один... Я не политик и не хочу сейчас
говорить о третьей мировой войне, о войне с исламом и тому
подобных материях. Но очевидно, что религией сегодня
прикрывается терроризм, а если вспомнить ее историю: инквизицию
и пр., то ее роль можно считать зловещей.
- На днях ТВ дало поразительную новость: из-за
холодов встала котельная, город замерзает. Что стали делать люди
- ремонтировать котельную? Нет, они пошли в церковь молиться,
чтобы ее исправил бог. Что, снова средневековье? Вообще, как вы
относитесь к тому, что наша еще недавно приверженная научному
знанию страна теперь идет вспять - к религии?
- А вы всерьез думаете, что у нас сколько-нибудь
значительное число людей верит в бога? Верят единицы, остальные
в это играют. Это просто очередная мода - и ношение крестика, и
попы, заменившие партийную организацию. Они только публичные
дома еще, кажется, не освящали, но когда освящают велогонки,
меня берет оторопь. Я с уважением отношусь к праву людей верить,
именно поэтому не понимаю, почему Русская православная церковь
так агрессивна по отношению к другим конфессиям.
- Игра? Мода? Но попы уже хотят контролировать
школьное образование - религию будут вдалбливать в головы детей,
как прежде вдалбливали марксизм.
- Вспомните, чем это кончилось. Закон Божий преподают в
школах или краткий курс истории КПСС - разницы я не вижу.
Вдалбливать не надо ничего... Но хватит об этом: религия никогда
не входила в круг моих интересов.
АНТРАКТ
Впечатление у книжного киоска
"Если мне что-то нравится, если я получаю удовольствие
от человека, музыки, стихов, живописи, книги, фильма, мне
обязательно хочется поделиться своей радостью с другими" - так
начинается новая книга Рязанова "Эльдар-ТV, или Моя портретная
галерея". В толстом томе (700 страниц) нас ждут встречи с
уникальными людьми - от Анны Ярославны, королевы Франции, от
музы Матисса Лидии Делекторской и Марии Кудашевой, музы Ромена
Роллана, от Анны Ахматовой, Лили Брик и Александра Вертинского
до Жана Маре, Анни Жирардо, Шарля Азнавура и Романа Полански.
Рязанов рассказывает о них с таким количеством колоритных
деталей, словно это его близкие друзья. Под одной обложкой
смешались персонажи, давно принадлежащие истории, и люди,
которых автор встретил в реальности - в России и мире. Здесь
материалы интервью, взятых для телесериала "Парижские тайны",
для "Кинопанорамы", ведущим которой наш бенефициант был семь лет
подряд, для более двухсот разнообразных телепрограмм, вместивших
в себя огромное количество знаменитых людей и объединенных
личным выбором, вкусом и симпатиями Эльдара Рязанова.
АКТ ТРЕТИЙ
Былое и думыТрудовые подарки
- Тогда о книгах. Они, я точно знаю, в круг интересов
входят.
- Еще бы. Я за книгами охотился. Вот вы помните "Возвращение"
Ремарка? Это был его первый роман, который я прочитал. В СССР
ведь Ремарка до войны издавали, а потом он был запрещен как
пацифист. А у меня его книги были задолго до того, как их снова
стали печатать, и я им увлекся лет на 15 раньше, чем все
остальные. Был у меня и роман "На западном фронте без перемен",
изданный в 1935 году. Я даже совершил тогда небольшое уголовное
деяние: зажилил эти книги в библиотеке, сказав, что потерял, и
вместо них принес что-то, по тем временам более хорошее.
- Вообще-то я хотел говорить не о Ремарке - это же у
вас только что вышли две книжки! Трудовые подарки к юбилею.
- Они не планировались к юбилею. "Эльдар-ТВ" сдан в
издательство полтора года назад. Там есть уникальные материалы,
в том числе никогда не публиковавшиеся фотографии. А вторая
книга связана с очень симпатичной историей. Пять лет назад
выпустили книгу "Необъятный Рязанов". Там были такие
замечательные иллюстрации и великолепная бумага, что она
оказалась очень дорогой, ее покупать не то что не будут, а не
смогут. И тогда Юрий Михайлович Лужков помог переиздать ее уже
по приемлемой цене.
- Почему книга, которая толще, называется
"Эльдар-ТВ"?
- Потому что выросла из телепередач. И еще потому, что у
меня никогда не было своего телеканала. А вот в книжке я такой
канальчик себе сделал.
- У меня такое ощущение, что каждая из глав -
сценарий потрясающего фильма.
- Об этом невозможно снять игровое кино. Это все сильно
именно как документ - тем, что все правда. А в кино никто не
поверит - слишком все невероятно.
- В предисловии вы намекаете на то, что многое
осталось про запас.
- Было около двухсот телевизионных встреч, а в книге
только 26, как я говорю, фигурантов. Среди тех, с кем я
встречался, были и Борис Ельцин, и Левитанский, и Артур Миллер,
и Тодоровский, и Гурченко, и еще много замечательных людей.
Лежат расшифровки для памяти, и это огромный архив, который ждет
своей очереди.
- В "Необъятном Рязанове" есть трогательное интервью
с Чонкиным - вашим псом, очень умным и добрым, как я помню.
Знаю, что он недавно умер. Будете искать ему... не замену, нет,
но преемника?
- Нет. Я понимаю, что каждый хозяин скажет про свою
собаку то же самое, но такого пса, как Чонкин, больше не будет.
Он был тактичен, хотя никто его этому не учил. Когда я спал, он
поднимался ко мне на второй этаж и тихо ложился. Ждал, когда я
проснусь, и никак не выражал свое нетерпение. Сидел рядом за
столом и никогда ничего не просил. Правда, глаза у него были
такие, что у меня сердце не выдерживало. Он только говорить не
умел. Для нас это огромная потеря. Он прожил 13 лет без трех
месяцев, и для больших собак это возраст почтенный. У него была
прекрасная легкая смерть. Он сидел рядом со мной за столом и
попросился погулять. Я его выпустил, а минут через двадцать
решил поделиться с ним яблоком - он очень любил фрукты. И понес
ему его половинку. Выхожу на крыльцо, а он лежит на травке и как
бы спит. Это была мгновенная смерть во сне... Нет, другой собаки
не будет. Я однолюб.
25 лет с гарантией
- И напоследок - о вашем недавнем юбилее...
- Он прошел так замечательно, что я потом долго приходил
в себя. Все время надо было что-то говорить! Пресса проявила
такой напор, что я даже признался в одной передаче: не знаю, что
еще сказать нового. Всем все известно, вся моя жизнь прошла на
виду у телезрителей: я старел, лысел, и единственное, что
оставалось неизменным, - это мой вес.
- Но приятно же ощущать такой вал народной любви!
- Извините, я вашего брата с народом не отождествляю.
Журналисты интуитивно чувствуют конъюнктуру - что может
заинтересовать публику - и ей соответствуют. Хотя, конечно, вы
сейчас начнете говорить, что вы тоже народ...
- Народ я, народ - что мне интересно, то и ворочу. А
мне вот что интересно: ваши встречи с президентами уже традиция.
До сих пор помню ваш фильм про Ельцина и гвоздь в стуле, о
который вы чуть не порвали новые брюки. Расскажите о встрече с
Президентом.
- Позвонили из Кремля и сказали, что двух юбиляров -
Михаила Ульянова и меня - Президент приглашает на чашку чая.
Разговор был неформальный, много шуток. Надо сказать, я в свое
время совершенно не понимал, почему именно Путин должен быть
президентом, но уже давно стал его ярым сторонником. Особенно он
меня покорил после его беседы с прессой - там нужно было прямо
отвечать на прямые вопросы без подготовки и бумажек. И я понял,
что этот человек замечательно ориентируется и обладает чувством
юмора, что он живой и нормальный. И это все подтвердилось в
личной беседе. Отнесся он ко мне, по-моему, с симпатией. Подарил
вот эти часы - было приятно. Часы с гарантией на 25 лет, и
теперь придется соответствовать подарку Президента, а это не
шутка: 25 лет жить и работать! А жить, не работая, я не умею...
Валерий Кичин
|